Умерла народная артистка татарстана хамдуна тимергалиева

«Песня — это не способ зарабатывать деньги»

 — Многие превратили пение в способ зарабатывания денег. Но, как правило, такие на сцене долго не задерживаются — от силы 5-6 лет. Сегодня они есть, завтра — нет… Я на сцене уже 48 лет. Для того, чтобы задержаться на сцене так долго, нужен очень хороший репертуар. Во-первых, требуется знание народных песен, фольклора. А еще нужно быть в курсе репертуара выдающихся исполнителей. Нельзя спеть две песни и стать звездой.

— У меня много и бесплатных выступлений. У меня есть друзья, знакомые, с которыми вместе прожили жизнь, которых я знаю. И когда они говорят: «Хамдуна, спой, пожалуйста!», как я могу ждать от них денег. Мы ведь поем свои песни, потому что любим сцену и свой народ, — рассказывала народная артистка Татарстана в интервью в программе «Ком сәгате» на телеканале «ТНВ».

Ранние годы

Все свое детство будущая певица провела в родном селе. Воспитывалась она в самой обычной семье со средним достатком. Она мечтала о карьере певицы, но жизненные реалии были таковы, что ей нужно было искать серьезную и стабильную работу. В те времена считалось, что музыка – это нечто несерьезное.

После школы Хамдуна работала монтером на телефонной станции. Однако, мысли о музыке ее не оставляли. Она решила попробовать свои силы в этом направлении и поступила в музыкальное училище, которое она успешно закончила в 1971 году.

Сразу же после выпуска Хамдуну приняли в татарскую филармонию. Свои первые песни она спела вместе со своим творческим руководителем, а далее смогла выступать как самостоятельная певица.

После филармонии певица некоторое время проработала в музыкальном театре «Салават», где выступала в качестве ведущей певицы.

Певицу знал и любил народ, ей очень хотелось выступать на большой сцене. Однако, Хамдуна отказывалась петь те песни, которые приказывали исполнять чиновники и члены партийной верхушки. Она гордится тем, что всегда сохраняла внутреннее достоинство и никогда не опускалась до чинопочитания. Удержаться на сцене певице помогло ее исключительное трудолюбие.

В 1987 году певица получила звание заслуженной артистки Татарстана, а уже в 1991 году – звание народной артистки.

«Чего не было в юности – получаем сейчас»

— Как сегодня живут певцы вашего поколения? Хватает ли пенсии на жизнь артистам, посвятившим свои жизни служению искусству?

— Пенсии не хватает, поэтому мы и работаем по сей день. Есть артисты с низкими пенсиями, им нужна помощь, потому что мы – поколение артистов, выступавших в холодных клубах. Меры поддержки от государства были бы весьма кстати. 

— Как сильно Вы боитесь уйти со сцены?

— О деньгах я и не думаю. Что я буду делатьь, если перестану петь? Я не смогу жить без песен.

— Ни в коем случае, так низко пасть… Настоящего артиста народ превращает в легенду, передавая ее имя из уст в уста.

— Если зрители не видят молодых артистов с телеэкранов, то об их существовании будто никто и не знает. По пальцам можно пересчитать артистов, узнаваемых по голосу.

— Татарский народ не обращает внимания на ерунду. Концерты забываются уже после просмотра. Народ у нас основательный, работящий. Каких только не было передряг, а татарский народ не сдается, держит свои позиции. Так и в песне. Случайные люди в искусстве так и остаются случайностью.

— Артист – как посол нации. Судя по ним, оценивают нацию. Вы можете сказать, что достойно исполнили эту большую миссию?

— Слава Аллаху. Я, можно сказать, все города и села России пешком обошла. Начиная от Архангельска и до Улан-Удэ – всюду поездила с гастролями. За последние несколько лет побывала на Сабантуях в нескольких странах. Спасибо министерству культуры, чего не было в юности – получаем сейчас.

О молодых исполнителях

Следующие высказывания Хамдуны ханум взяты из интервью газете «Ватаным Татарстан»:

«Я бы не стала высказываться резко в адрес молодежи, и утверждать, что нет уважения к старшим. Я сужу по себе. Я на сцене 51-й год, и артисты молодого поколения относятся ко мне с уважением. Тут уж как себя поставишь. Но правда в том, что все молодые ко мне тянутся. Секрет такого отношения прост: нужно их полюбить. Не обижать, не говорить, что еще сопли не высохли. Никто не родился с образованием в семь классов. Пение — это такое искусство, которое нужно денно и нощно изучать, посвятить себя этому. Я вот в свои 71 год учусь. Этому нужно учиться всю жизнь, каждый день».

Творчество и музыкальные достижения

Началом карьеры Хамдуны Тимергалиевой можно считать поступление в бригаду народного артиста Татарстана, Эмиля Залялетдинова, самого являвшегося исполнителем песен на русском, татарском языках, включая романсы и оперные арии. Здесь Хамдуна стала солисткой-вокалисткой, по крупицам собирая знания и опыт, совершенствуя свой природный талант.

Затем было сотрудничество с Габдуллой Рахимкуловым, Ильхамом Шакировым – оба уже тогда были маститыми певцами, носителями званий народных артистов. Постепенно у Тимергалиевой выработался собственный стиль, появился свой концертный ансамбль, с которым она объездила весь немаленький Советский Союз.

Певица впервые исполнила на большой сцене народные песни, звучащие в каждом селе – «Жомга», «Ялгыз каен», «Картуф», «Элмэлук кее», «Галигэ барам эле», «Эх, замана», «Тэтешле кее», «Эх, Мэдинэ, Мекэрэмэ», «Борай», «Бибизэкэ». Удивительная сила голоса, знание истории своего народа, его культуры позволили Хамдуне придать собственное звучание старинным мелодиям, сделать их узнаваемыми и популярными.

Песни Тимергалиевой часто звучат на татарском радио, причем слушатели сами заказывают полюбившиеся композиции. Без всякого преувеличения певица внесла достойный вклад в формирование «Золотого фонда» татарской песни. Достижения артистки отмечены присвоением ей почетных званий и наград:

  • «Народная артистка республики Татарстан» (1991);
  • благодарность президента Татарстана (2004) и премьера республики (2009);
  • письмо с выражением глубокой признательности от полпреда Татарстана в Федерации;
  • нагрудный знак Минкульта республики Татарстан (2004);
  • медаль «1000-летие Казани» (2005).

Как известно, каждая песня рождается на свет в результате кропотливого труда музыканта, сочиняющего мелодию, и автора, пишущего текст. Но их старания обречены на провал, если не будет третьей составляющей – артиста. От него зависит, прозвучит песня или пропадет навеки.

Хамдуна Тимергалиева очень избирательно подходит к выбору своего репертуара, стараясь избегать перенасыщенных словесной мишурой, пустыми фразами композиций. Перед выступлением она глубоко входит в образ, старается проникнуть в ткань мелодии и стихов, почувствовать ритм. Поэтому каждая песня для нее, как маленький спектакль, в котором нет лишних жестов, звуков, все выверено до мелочей.

О нации и родном языке: «Родной язык не отдам, это святое»

— Я — дите татарского народа. Когда Иван Грозный завоевал Казань, мои предки, чтобы избежать насильственного крещения, перебрались в Башкортостан. Я не приезжала в Казань — я вернулась на Родину. И это документальный факт. На этот вопрос отвечу так: при рождении никто не пишет заявления на то, чтобы стать татарином или башкиром. Если своим родным языком он считает татарский — он запишется татарином/татаркой. Если родным для него является башкирский язык — то он башкир. Вот и все.

Знаете, отношения между татарами и башкирами путают те, кто гонится за карьерой. Неудачники — вроде пишут стихи, но не стали поэтами, вроде поют песни, но не стали певцами — вот эти недопоэты и недопевцы противопоставляют два народа. Пусть мне сейчас скажут, что расстреляют, но свой родной язык не отдам в обиду, это святое.

Личная жизнь

Певица была замужем дважды. Первый ее брак состоялся по взаимной любви и согласию, супруги прожили вместе несколько счастливых лет, после чего муж Хамдуны Тимергалиевой трагически погиб. У женщины хватило внутренних сил не замкнуться в себе и пережить эту страшную трагедию. Во многом ей помогало творчество.

Второй муж певицы в самом начале их отношений казался ей серьезным, заботливым и ответственным человеком. Как вспоминает сама Хамдуна, после свадьбы он открылся для нее с совершенно иной стороны. Она поняла, что ее супруг – самый настоящий тиран и деспот. Певица вспоминает эти годы как самые страшные в своей жизни. Она находилась в бесконечной депрессии, постоянно болела, сил на творчество совершенно не оставалось. На некоторое время она даже прекратила петь. Из этого состояния ее вывел один из коллег по сцене, который убедил певицу, что нельзя так жить.

Хамдуна пришла в себя только через год усиленной работы над собой и возобновления творческой карьеры.

На сегодняшний день певица одинока, но это ее ничуть не смущает. Уход от второго мужа она по-прежнему считает чудом.

«Хәмдүнә белән бик күңелле эшләдек»

Татарстанның халык артисты Римма Ибраһимова:

«Хәмдүнә — туры сүзле, эчендә бернәрсәне дә яшереп тормый торган кеше иде. Үзе өстендә бик күп эшләде. Аның бөтен яшәеше сәхнә һәм иҗат булды. Татар җыры, татар сәнгатен күтәрү өчен күп тырышлык куйды. 

Филармониягә килгән елда Хәмдүнәне минем бригадага кушып, Ташкентка гастрольләргә җибәрделәр. Икебезнең дә яшь, гөрләп торган вакытларыбыз. Үзбәкләр, анда яшәүче татарлар белән аралашып, алар безне кунакларга чакырып, бик күңелле йөреп кайткан идек. Анда яшәүче татарлар безне сагынып көтәләр иде. Рәхәтләнеп татар халык җырларын башкара идек.

Яңа гына эшли башлавына карамастан, бернинди мәшәкать һәм каршылыкларсыз, менә дигән итеп үткәрде ул вакытта Хәмдүнә гастрольләрне. Сәхнәдә җырлап кына калмыйча, тамашачыны көлдереп, тапкыр сүзләр сөйләп кереп китә иде. Бик рәхәт эшләдек.  

Гел аралашып, күрешкәләп яшәдек. Үлгәнен ишеткәч, шок хәлендә калдым. 

Соңгы арада да бик ныклап эшләп алды. Шул күп эшләүләре дә файдага булмагандыр. Бик зур югалту бу безнең өчен».

«Хәмдүнәкәем, бәхил бул»

Хәмдүнә Тимергалиеваның бертуган абыйсы Фәнәви әфәнде сүзен бик зур авырлык белән башлады. Күзләренә тулган яшь тамчылары әкрен генә аска таба тәгәрәштеләр.

«Сөйләргә бик авыр. Шушы авыр вакытта Татарстанда, Башкортстанда яшәүче халыкның кеше кадерен белүләрен тою рәхәтлек бирә. Кулыннан килгән кеше бу бөек халыкка хезмәт итәргә тиеш. Хәмдүнә, халыкка хезмәт күрсәтә алгач, бәхетле булган. Сезгә, аны үзегезнең кызыгыз итеп кабул итеп, үзен күрсәтергә ирек биргәнегез өчен, рәхмәт. Аңа эш башлаганда ярдәм иткән, фатыйха биргән җитәкчеләргә, аны аңлаган халкына, сәнгать әһелләренә рәхмәт. Аның алар белән бергә эшләгәне белән мин горурланам. Хәмдүнәкәем, бәхил бул!» — диде ул.

Рамил хәзрәт Юныс Хәмдүнә Тимергалиева рухына дога кылды. Бөтен халык, алкышлап, Хәмдүнә апаны «Курган» зиратына озатты, соңгы юл… Кара машина кузгалып китүгә яңгыр ява башлады…

«Курган» зиратында яңгыр башланмаган иде әле. Хәмдүнә апаны җир куенына тапшырдылар. Ул яңа зиратта ялгызы гына әле. Зират читендәге агачлар өстендә, түбәнгә генә салават күпере чыккан иде, аннан соң озата килгән яңгыр сибәләргә тотынды

Важные и любопытные факты

Хамдуна Тимергалиева проживает насыщенную жизнь, наполненную интересными событиями и фактами, среди которых:

  1. В одном из интервью артистка Татарстана рассказала, как сложно было ей в период развода со вторым мужем. Она испытала столько страданий, что ощущение было, будто бы душа не поет, как раньше, а только постоянно болит, и внутри словно что-то оборвалось. Состояние депрессии прервал Салават, который сказал, что нужно прекращать себя гробить, и предложил отправиться работать в группе под его руководством. Благодаря Салавату певица Тимергалиева ожила, вновь обрела силы и продолжила исполнять душевные песни.
  2. Певица любит творчество зарубежных исполнителей, и когда готовила программу в честь собственного юбилея, внесла песни из репертуара Уитни Хьюстон. Также увлекалась творчеством Майкла Джексона, «Бони М» и Тины Тернер.
  3. В сложные моменты артистка спасалась только собственным трудолюбием. Хамдуна не может долгое время бездействовать, благодаря чему в любой ситуации старается развиваться и двигаться только вперед.
  4. Большинство песен из репертуара Тимергалиевой на деле являются старинными народными произведениями, которые она собирала в глухих деревушках во времена гастролей. Также певица гордится тем, что исполняет песни своего отца.

«Апаем, бигрәк күп эшләрем калган әле монда, тегендә иртәрәк әле миңа», — дип төшкә керә»

Җырчы Илһам Шәриф Хәмдүнә Тимергалиеваның төшенә һәрвакыт керүен әйтте.

— Үзем уйлаганга шулай микән. Елмая, сәхнәдә аның белән җырлап йөрибез икән. «Хәмдүнә апа, син үлдең түгелме соң, нишләп йөрисең?» — дип сорыйм, «Апаем, бигрәк күп эшләрем калган әле монда, тегендә иртәрәк әле миңа», — дип әйтә. Тугрылыгы, кыюлыгы, булдыклылыгы белән торып калды хәтердә. Булмаса да булдыра торган кеше булды гомер буе.

25 ел без бергә булдык. Халыкчанлыгы белән халык күңеленә керде, халыктан өстен булмады, халыкка якын булды. 70 яшендә тере тавыш белән 22шәр җыр җырлады, беркем дә алай булдыра алмый. Ашны уздыру инициативасы белән мин чыктым. Өчесен, җидесен кафеда үткәрдем, кырыгын филармония белән зурлап үткәрергә булдык. Рәхмәт аларга! — диде.

Ул Башкортстанның Борай районында бер урамга Хәмдүнә Тимергалиева исеме биреләчәген, шулай ук берәр мәдәният йортына Хәмдүнә Тимергалиева исемен бирергә тәкъдим итәчәген әйтте.

Илһам Шәриф әйтүенчә, мәрхүмә каберенә һәйкәл рәвешендә таш куйдыру васыятен дә әйтеп калдырган булган. Моны киләсе елның маенда туган көненә куйдырмакчы булалар. «Апаем, син артыннан йөреп булдырасың аны, эшләт инде», — дигән иде», — дип сөйләде җырчы «Татар-информ» хәбәрчесенә.

Алмаз Хәмзин:

— Хәмдүнә дигәч, егәрле, ашкынып, янып торган шәхес күз алдына килеп баса. Әле эшли башлаганда гына Вафирә Гыйззәтуллина белән безнең бригадага эләккән иде. Вафирә бригадасында административ эшләр эшләгән вакыт, ә ул алдан алгы сызыкта оештырып йөрүче. Шул вакытта «Җомга» җыры барлыкка килде, ләкин аны худсовет бик җырларга кушмый иде. Хәмдүнә аны теттерә иде җырлап. Вафирә авырган вакытта, «Давай, җырла Хәмдүнә!» — дия идем. Сузып сала инде, берничә такыр җырлаталар. «Рәхмәт сиңа», — дип кат-кат рәхмәтләр әйтә иде. Турысын маңгайга бәреп әйтә ул, дөрес хатын. Минем аңа җырчы гына түгел, кеше буларак хөрмәтем зур.

Вил Усманов:

— Хәмдүнә апа бик ачык, күңелендә булган хис-фикерләрен бервакытта курыкмыйча әйтә торган туры сүзле кеше иде. Соңгы елларда аралаша идек. Күргән саен «Вил, энем, шул «Ак чәчәкләр”ең өчен сиңа рәхмәт!» — дип, шулай минем күңелләрне күтәреп китә иде. Аннары «Вил, энем, миңа да берәр җыр язарсың инде», — дигәч, Интернет аша җибәргән идем. «И, энем, шундый җыр биргәнсең, рәхмәт! Көздән, Алла теләсә, концертлар башлана, җырлармын шуны», — дигән иде. Урыны оҗмахта булсын!

Хәмдүнә Тимергалиева 1949 елның 24 маенда Башкортстанның Борай районы Котлыяр авылында туган. 2020 елның 14 сентябрендә вафат булды. 

«Хәерче булып туганмын, хәерче булып үләчәкмен»

Ни өчен әйтәм шул сүзләрне, чөнки Россиянең мин чыгыш ясамаган бер шәһәре дә калмады дип әйтер идем, Владивосток, Камчатка, Мурманскида булмадым. Татарлар яшәгән авылларны, шәһәрләрне җәяүләп үттем дисәң дә, ялгыш булмас. Эшләгән дәверемдә каршылыклар күп булды, эш хакын түләмәделәр. Бер концерттан 6 сум 50 тиен ала идем. Бу — бер айга ашарга да җитми торган бик түбән хезмәт хакы. Шуңа күрә, хәерче булып яшәдем, дидем.

Ярый әле кайбер авылларда мине хөрмәт иткән, иҗатымны яраткан колхоз рәисләре бар иде. Шулар итен, башка ризыкларын төяп җибәргәнгә, теге алты сумга сәхнә киемнәре тектерә идем. Берсе бигрәк тә исемдә калган: Кукмара районының Керкәвеч авылында Ясәви абый бар иде. Шул абый авылда клуб төзеткән һәм, Хәмдүнә килеп концерт куймыйча, клубка бүтән артистларны кертмим, дигән. Киров өлкәсеннән кайтып барганны белеп, юлда каршы алды һәм икенче көнне концерт куйдык. Менә шушындый төпле җитәкчеләр ярдәме белән хәзерге тормышка ирешкәнмендер, Хәмдүнә буларак танылганмындыр мин. Хәзерге тормышта исә Ельцин үзгәрешләреннән соң артистларның тормышы бераз үзгәрде. Үзеңә эшләү мөмкинлеге барлыкка килде. Мин дә шул вакытта бераз хәл алдым.

«Ул ирләр дә җырлый алмаган зур әсәрләрне башкарды»

Фердинанд Сәлахов «Татар-информ» хәбәрчесенә Хәмдүнә Тимергалиеваның тавыш белән уйный белү сәләтен дә әйтте.

— Хәмдүнә — кабатланмас тавышлы, матур тембрлы талантлы артистка. Аның тавышы — куелган тавыш түгел, тирән сулышлы ул. Бер секунд эчендә әсәрдән әсәргә күчкәндә үзгәрә белә иде. Кечкенә генә хәрәкәт ясаганда да, икенче Хәмдүнә була иде. Ул сәхнәгә чыкканда, янында биеп йөрүчеләр кирәк түгел иде. Ул аларны кулланып карады да, кирәкми диде, чөнки ул сәхнәне үзе тутыра иде. Алар бер-берсенә комачаулый гына иде.

Сәхнәдә ул артык хәрәкәтләр ясамады, бөтен әйтәсе килгән сүзе аның тавышында, аһәңендә иде. Ул ирләр дә җырлый алмаган зур әсәрләрне, «Эскадрон”ны җырлады. Анда физик көч һәм йөрәк көче зур иде. Ул җырлаган әсәрләр йөрәк көче сорый иде. Әлеге көчне гел биреп, йөрәк озак түзми.

Мин аның белән сәхнәдә 40 ел эшләдем. Ат җигеп тә, боланда да йөрдек, эт җигеп кенә йөрмәдек. Иң зур әсәрләре язылмый калган әле. Ул аларны язып карады, худсоветта шәхсилеккә кайтарып калдырулар бар иде, һәрвакытта кисәләр, ул узмый иде, сәбәп табыла инде. Я бер авазы, хәрефе дөрес түгел. Татар җыр сәнгатендә үзе сольный концерт эшләп, фонограммасыз 72 яшенә кадәр җырлаган бер генә җырчы да юк. Әлфия апа 70 яшендә сәхнәдә иде, ләкин сольный концерт бирми иде. Хәмдүнә шуның белән дә тарикха кереп калачак. Ул үзенә легенда ясады. Аны изделәр, сыттылар, сәхнәгә чыгармаска тырыштылар, дәүләт ансамбльләренә кушылып җырлаучы гына итеп карадылар, анда да солистка булды, ләкин халык изәргә бирмәде, яңадан сәхнәгә чыгарды. Ул үзенә ышанып җырлады, чөнки тавышы, көрәшерлек көче бар. Артистта тавыш булырга мөмкин, ләкин көрәшү көче юк. Ә ул көрәшә белде. Сәхнә ул — көрәш мәйданы, — дип сөйләде Фердинанд Сәлахов.

Татарстан мәдәният министры урынбасары Дамир Натфуллин: «Хәмдүнә апа кебек турысын әйтә торган кешеләр, аның моңы, халыкчанлыгы хәзерге эстрадада юк», — диде.

Г.Тукай исемендәге Татар дәүләт филармониясе директоры Кадим Нуруллин Хәмдүнә апаның «Җырчы язмышы» дигән җыры булганын искәртте. «Шул җыр аша җырчының эчке дөньясын, кичерешләрен әйтеп бирә төсле иде», — диде. Ул киләсе елның май аенда Хәмдүнә Тимергалиевага кабер ташы куйдырырга ният булганын әйтте. «Ул яңа зиратта беренче артистка булып җирләнде. Илһам Шәрифнең әйтүе буенча, шушы зират яныннан үткәндә, үзе дә шушындый зиратка күмеләсе килүен әйткән», — диде Кадим Нуруллин.

Кадим Нуруллин һәйкәлле таш куйдыру буенча Мансур хәзрәт Җәләлетдинның фикерен сорашты. Имам: «Мөселманнарга бу эш килешми. Без бит мәетне юабыз, кәфенлибез, тәхлил чыгабыз, җеназасын укыйбыз, җирлибез, инде бөтен нәрсә шәригатьчә эшләнгәч, ташын да шәригатьчә куйыйк. Мөхәммәд пәйгамбәребез „Нишләп бөтен нәрсә шәригатьчә булгач, һәйкәлләр куйганда да шәригатьчә эшләмәдегез?“ — дип мәет газапланып ятыр дип әйткән», — диде.

Гөлназ Сәфәрова: «Хәмдүнә апа гел заманча булырга тырышты»

Хәмдүнә апаның китеп баруы шундый кискен булды. Без «Театраль солянка»га әзерләнә идек. Ул төп рольдә иде. Әле менә җомга көнне генә репетиция ясадык. «Менә шушы сүзләрне әйбәтләп ятла, Хәмдүнә апа», — дигән идем. «Ятлыйм, бу бомба булачак. Эшләп чыга алырбыз микән?» — диде ул. Мин: «Әлбәттә, эшлибез», — дидем. Дүшәмбе киләсе репетициябез булырга тиеш иде. Ә безгә шундый хәбәр килде…

Ул яшьләр белән бергә бер дулкында иде, аңлый иде. Ул: «Нәрсә инде бу?» — диюче «колхоз» булмады, беркайчан кеше сөйләмәде. Җомга көнне репетициягә яшьләр стилендәге кофта кигән идем. Аның эчке ягы тышта иде, ягъни «наизнанку». «Нәрсә инде бу? Дөрес кимәдеңме?» — дип йөрер иде кайберәүләр. Ә анда бу әйбер юк иде. «Вау, Гөлназ, менә кофтаң! Миңа да мондыйны алырга кирәк әле», — диде. Ул яңалыкны күрә, креатив булуның нәрсә икәнен белә иде. Хәмдүнә апа гел заманча булырга тырышты. «Гөлназ, минем кроссовкаларым ничек?» — дип сорый иде. Ул модный кроссовкалар алып кигән иде. Беркайчан да пенсионерлар кебек мескенләнеп, искелек корбаны булмады, күңеле белән дә, киенүе белән дә яңалыкка омтылды.

Аннан соң ул яшьләрне бик яратты. «Яшьлек — үзе матурлык», — дия иде. «Гөлназ, син шундый матур, син молодец. Тагын берәр проект эшлә, башың эшли бит», — дип гел мактый белде. Ул ялагайлана белмәде. Аңа ошамый икән, ул бәреп әйтте, буш сүз белән мактамый иде, бары тик чын күңеленнән сөйләде. Ул супер психолог булды, кешегә канат куя, аны алга алып бара белде һәм, әлбәттә, эш сөючән иде.

Җомга көнне репетициягә килеп утырды. Чәршәмбе икебез дә төнлә эшләгәнбез, минем хәлем юк. Хәмдүнә апа: «Әйдә, эшлибез, уянабыз хәзер», — дип янып утыра иде. Яндырып яши торган хатын иде. Бәхетле үлем дип әйтер идем. Ул беркайчан да өйдә утырырга яратмады. «Мине чакырып торсыннар иде, җырлап торсам иде», — дип йөрде. Менә шулай җырлый-җырлый, концертлар арасында китеп барды. Хәмдүнә апаны хөрмәт итмәгән кеше булмагандыр, ул чын кеше иде, — диде Гөлназ Сәфәрова.

«Напраслина и клевета проникли в душу»

— Вы говорите, что Вам пришлось молча терпеть. Сейчас можете сказать?

— Зачерствела за эти годы. Тех, кто меня касается, отправляю на «тройке», потому что в свое время вдоволь наслушалась этой клеветы. В коллективе был стукач, который регулярно доносил обо всем, что я делала на концертах. Работая в филармонии самый большой доход был у меня, несмотря на это, меня постоянно били по голове. Причины всегда находились. Пришлось уйти из ансамбля, когда на меня накатали жалобу. Но ансамблю я благодарна по сей день. Меня поставили в ансамбль, чтобы не позволить петь, а я оттуда ушла со своим коллективом. Какого-нибудь пьяницу из какого-либо коллектива турнут – директор всех направлял ко мне. Понятное дело, с пьющими работать невозможно. Мне часто доводилось слышать в свой адрес о том, что не умею работать с людьми. Слава Аллаху – я была морально вынослива и сильна – все преодолела. Артисты, которые хотели меня потопить, ставили условие «либо я, либо Хамдуна» — никого из них сегодня нет.

— Артисты всегда на виду, в центре внимания, без сплетен тут не обойтись. Вы даже пели об этом — «жевали, да не смогли проглотить». Если не ошибаюсь, Вы начали писать книгу, дабы поставить точку череде сплетен. Когда читатели смогут взять книгу в руки?

— Хотела успеть к 65-летию, но, наверное, выйдет к 70-летнему юбилею. Во-первых, гастролей было много, во-вторых, в этом году часто болела, поэтому работа над книгой отложилась.

— Почему книгу решили назвать «Давыл» (буря, ураган – перевод с тат.)?

— Хочу открыто написать о тех, кто меня оклеветал, о том, с чем пришлось столкнуться. Сегодня в нашем мире уже нет некоторых из тех людей, которые причиняли мне зло. В годы учебы жила у сестры – горя не знала. Пришла в филармонию, и меня будто скинули в погреб. Вещи, которые я боготворила, превратились в мыльные пузыри.

— С одной стороны, сцена – это красота, с другой – суетная жизнь. У Вас не возникало противоречивых мыслей о том, что сцена – это не ваше?

— Я так не думала – очень любила петь. Люди могли мне в глаза высказать, унизить, а я все молча сносила. Думала, что подумаю об этом после, никогда и никому не отвечала сгоряча, без обдумывания. А если выскажу – моему обидчику приходится пожалеть, потому что никогда не нападаю первой. Сегодня на сцену приходят такие красивые молодые исполнительницы, и я про них ничего не говорю. Народ сам выбирает лучших.

«В годы репрессий отца приговорили к расстрелу»

— Если не ошибаюсь, Ваша мама и в семье, и в жизни была человеком шутливого нрава, остра на язык. Несомненно, таким людям и жить проще, но длинный язык, как известно, может доставить немало хлопот. У татар есть пословица – «Правда, сказанная прямо, и родственнику не угодна».

— Что касается прямолинейности, то я и сама в этом пошла в маму – правдолюб, но отцу и матери жить было совсем не просто. Мой дед Тимергали – отец моего отца – был человеком состоятельным. После революции всю скотину передал колхозу, поэтому судьба обошла стороной и нас не раскулачили. В годы сталинских репрессий отца приговорили к расстрелу. Его оклеветали, сказали, что, якобы, он выковырял с портрета глаза Сталина, а этот портрет вышел только через год, его в наших краях тогда и в помине не было. Так отец и спасся от смерти.

Для своего времени отец был человеком начитанным. Мама была остра на язык, очень работящая. И нас воспитывали в труде, за что им особенно благодарна. Ушли из жизни как Акъәби и бабай. Безмерно ими горжусь, вырастили нас настоящими людьми.

— Хамдуна апа, тяга к творчеству, в том числе, идет и из семьи, от родительского воспитания. Эти слова можно сказать применительно к Вам?

— Да, безусловно. У меня отец очень красиво пел, с маминой стороны тоже есть певцы. В Москве есть сестра моей мамы Марьям апа, она прошла блокаду Ленинграда. Рядом с ней мое пение – это просто не о чем. Моя сестренка тоже хорошо поет, а брат с детства прекрасно играет на разных гармонях. Помню, раньше парни служили в других странах, из нашей деревни человек по имени Ралиф отслужил в Германии и привез оттуда аккордеон. Сидим с мамой, пьем чай, а окно смотрит на улицу. «И-ий, смотри-ка, отец там индюка приволок, опять мне хлопоты», — говорит мама. Оказалось, не индюка он принес – а аккордеон. За него отец тому Ралифу целого теленка отдал. Я и сама научилась играть на гармони, наблюдая за братом.

Причины смерти Хамдуны Тимергалиевой

Хамдуну Тимергалиеву называли одной из наиболее известных татарских исполнительниц. По словам ее племянника, женщина уже давно имела проблемы с сердцем. Некоторое время назад ей пришлось установить кардиостимулятор.

Летом певица предпочитала жить на даче, где и умерла – у нее просто остановилось сердце. Когда исполнительницу нашли, она уже не подавала признаков жизни. На место случившегося прибыли участковые, которые и констатировали смерть. Ильхам Шариф отметил, что дата прощания и похорон станут известны позже.

Хамдуна Тимергалиева была первой певицей, которая на профессиональном уровне исполнила старинные татарские и башкирские народные песни. В общей сложности в ее репертуаре было примерно тысяча песен. По приглашению заслуженного артиста РФ, народного артиста республики Татарстан Салавата Фатхутдинова, Хамдуна Тимергалиева работала в театре песни «Салават».

Семья Хамдуны Тимергалиевой

Хамдуна Тимергалиева два раза выходила замуж. Своего первого мужа она очень любила, но судьба отмерила им только несколько счастливых лет. Супруг певица трагически погиб, однако она нашла в себе силы жить дальше, прежде всего благодаря творчеству.

Впоследствии исполнительница снова вышла замуж. Новый избранник сначала казался серьезным, внимательным и ответственным человеком. Но в браке он проявил себя с кардинально иной стороны. Муж вел себя как тиран и деспот, поэтому эти отношения певица называла самым тяжелым периодом в жизни.

В результате женщина впала в депрессию, стала болеть. В таком состоянии даже не оставалось сил на творчество. На какое-то время она даже перестала выходить на сцену. Помог исполнительнице коллега-музыкант, который убедил ее развестись. Это решение она называла настоящим чудом. Женщина целый год приходила в себя, но все же вернулась на сцену.