Екатерина рокотова (кашина) — биография, новости, личная жизнь

Детство и юность

В старших классах Катя пробовала работать в качестве модели. После окончания школы девушка и не помышляла об актёрской профессии и поступила в вуз учиться на журналиста. Также работала на телевидении (канал РЕН-ТВ) корреспондентом. Кроме этого, принимала участие в рекламных роликах.

Актрисой Екатерина решила стать спонтанно. В 2007 году девушка успешно поступила в столичный театральный вуз – Институт имени Щукина, в мастерскую Маркина В.М. и Поглазова В. П. В учебном театре вуза Екатерина играла в таких спектаклях, как «Комедия человеческая» и «Анданте». Диплом профессионального актёра девушка получила в 2011 году. Кроме этого, девушка повысила свою актёрскую квалификацию в студии Иваны Чабак в Лос-Анджелесе (США).

Образование в России Екатерина называет академическим, где изучают большое количество литературы. В Америке понятия – актёрское образование, нет. Обычно актёры там оканчивают курсы и начинают сниматься.

В Москве

Портрет А.П. Струйской 1772 г.

Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.

Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.

Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:

  • литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
  • особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
  • масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.

До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Молева Н. «Загадки Рокотова». — М., 1994
  • Сучков С. В. Фёдор Степанович Рокотов / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1976
  • Голлербах Э. «Портретная живопись в России. XVIII век». – М.; Пг., 1923
  • Евангулова О.С. Кареев А.А. «Портретная живопись в России второй половины XVIII в». – М.: Изд-во Московского университета, 1994
  • Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века». – М.: Высшая школа, 1999
  • Кочек О.Я. «Загадки Рокотова. Возрожденные шедевры». – М., 1963
  • Лапшина Н.П. «Федор Степанович Рокотов». – М., 1959

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Фёдор Рокотов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
2.8 (55%) 4 голос(ов)

Личная жизнь

Екатерина не замужем. Не имела отношений с противоположным полом, которые длились бы годами. Главным в отношениях считает умение разговаривать и слушать друг друга и не быть эгоистом. Девушка активно увлекается конным спортом, посещает занятия по кикбоксингу, зимой катается на коньках и ходит на лыжах. Несколько раз в неделю делает уличные пробежки.

Екатерине довольно трудно усидеть на месте, поэтому набор лишнего веса ей вряд ли грозит. Когда девушка находится в Москве, она регулярно ходит в тренажёрный зал и студию бокса. Всегда старается поддерживать себя в отличной форме, при этом любит вкусно поесть. Катерина не ест за четыре часа до сна и пьёт минимум два литра воды в день. За питанием девушка также тщательно следит и ест небольшими порциями. Не один год помогает Шереметьевскому приюту собак.

Загадочная фигура Яна Рокотова

О жизни Яна Тимофеевича Рокотова мало что известно. Доподлинно ясно лишь то, что он родился в 1927 году и что его отчество и фамилия ненастоящие. При рождении Ян носил фамилию Орликов и отчество Александрович. После смерти жены его отец отдал мальчика на воспитание тётям и бабушке. И одной из них пришлось усыновить Яна и дать ему фамилию и отчество мужа. Так будущий советский миллионер стал Яном Тимофеевичем Рокотовым. А впоследствии он получил прозвища Купец и Косой.

Косым Рокотова стали называть из-за смотрящего в одну сторону глаза: в детстве одноклассница случайно ударила его карандашом в глаз. Окончив школу, Ян поступил на юридический факультет. Впервые его арестовали в 1946 году по неизвестной причине. Но Яну Тимофеевичу удалось бежать во время обыска. Однако вскоре его разыскали и приговорили к восьми годам за контрреволюционную деятельность. Так Рокотов оказался в лагерях.

Невысокий и слабый парень не мог выполнять назначенную ему норму на лесоповале. За это его неоднократно избивали. Полученные травмы привели к тому, что Рокотов потерял память и заработал психическое расстройство. А в 1954 году его дело пересмотрели и выпустили на свободу, даже восстановив в институте. Но Рокотов не стал учиться. Вместо этого решил заняться фарцовкой и валютным бизнесом, чтобы разбогатеть.

Обучение искусству живописи

Талантливый юноша, выходец из крепостных, был замечен в один из приездов в Москву

И.И. Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы. При её дворе он опекал Московский университет и готовил почву для открытия Академии художеств в Петербурге. В 1755 году вельможа увёз Фёдора в северную столицу.

Путь в художники лежал через учёбу в Сухопутном шляхетском корпусе. Это был способ получить дворянство. Выслужив чин ротмистра, Рокотов был причислен к дворянскому сословию, а оно открыло дверь в академию.

В 1757 году Фёдор вышел в отставку и стал посещать занятия. Они велись в доме самого Шувалова. Уроки давали иностранные мастера Луи Ле Лоррен и Пьетро Ротари. Они развивали художественный вкус, основанный на эстетике рококо.  Прекрасным учебным пособием служила коллекция живописи хозяина дома. Знаменитую Шуваловскую галерею отразил Рокотов на одном из своих полотен.

В 1760 году Фёдор был официально зачислен студентом академии, а с 1762 года уже сам учил других в роли адъюнкта. В его собственных работах этого периода отмечается знание приёмов живописи, отточенная техника, следование манерам европейских мастеров. Любимым жанром становится парадный портрет, в котором он очень преуспел.

Подпольные аферы Рокотова и его подельников

Ян Косой вместе с приятелями Червончиком и Дим Димычем сумел организовать огромную и запутанную систему скупки и продажи иностранных вещей. Рокотов и его подельники торговали джинсами. Занимались они, кстати, и скупкой иностранной валюты. В подчинении у Купца было множество «бегунков» и «рысаков», покупавших валюту и ценности у иностранцев. И, несмотря на кажущуюся интеллигентность, Рокотов не гнушался обманывать своих.

Например, однажды одному из его подельников понадобились английские фунты. Рокотов согласился обменять на них рубли. Получив сумку с деньгами, он разыграл спектакль, достойный премии. К Яну Рокотову бросились двое, скрутили его и кинули в машину вместе с сумками. Подельник, испугавшись «агентов ОБХСС», скрылся с места встречи. А Рокотов остался при деньгах. А однажды он подсунул одному клиенту вместо золотых монет свинцовые монетки. За короткое время Ян Тимофеевич стал миллионером и начал проворачивать дела с одним немецким банком. За это он и поплатился свободой, а после —  и жизнью.

Ступени мастерства и признания

Дворцовый заказ – блестящее начало

В 1763 году Фёдора Рокотова пригласили писать коронационный портрет Екатерины II. Молодой художник изобразил монархиню в величественном парадном одеянии. Поворот головы и точёный профиль особенно понравились ей. Императрица велела в будущем представлять её лицо на полотнах именно в этом ракурсе.

Портрет Екатерины II

Это был громкий успех никому не известного ранее художника. Заказы от сановников, членов императорской фамилии льстили Фёдору Рокотову. Им были изображены Петр III и его сын — будущий император Павел I.

Звание академика и его оборотная сторона

Живописец, состоя на службе в академии, неустанно трудился и у себя дома. Один из современников вспоминал, что видел у него на квартире полсотни портретов, которые одновременно находились в работе. Рос уровень мастерства, точность и уверенность кисти.

С 1765 года Рокотов стал носить почётное звание академика. Так был оценён его «опыт в живописном искусстве» и великолепно выполненная копия картины «Венера и Амур» Джордано. Одновременно с признанием таланта начальство академии налагало и обязанность работать только в её стенах. Выполнять частные заказы запрещалось. Это ограничение было уздой: жалование преподавателя было небольшим, а других способов заработать, кроме живописи, у Рокотова не было. Это побудило художника оставить академию и возвратиться в Москву.

Московский период: успех и благополучие

С 1766 года портретист вновь стал москвичом. Сразу же он приобрёл популярность и был завален заказами. Московские дворяне желали иметь индивидуальные и семейные портреты его кисти

Их привлекала рокотовская манера изображения человека: внимание к лицу, внутреннему миру модели, тщательная проработка образа, передача настроения

Герои его полотен полны жизни, им чужда великосветская отчуждённость, чопорность. Они будто выступают из мрака на свет. Но при этом некая дымка покрывает их черты и придаёт загадочность. Деталям одежды, выписыванию кружев, переливов тканей придаётся меньше внимания. Рокотова интересует главное – человек.

Почти всю московскую знать запечатлела кисть неутомимого мастера. Цена полотен была невелика – 50 рублей. Принимал он и официальные заказы от властей. Так, им были написаны в 1768 году три портрета членов попечительского совета Воспитательного дома для сирот.

Нередко на мужских портретах – личные знакомые и друзья автора, например писатели В. Майков, А. Сумароков, С. Порошин. Многочисленные женские портреты отличаются большей лиричностью, хотя краски на них более тёмные, чем на мужских. Екатерина Мусина-Пушкина, Прасковья Ланская, Анна Голицына, «Неизвестная в розовом» – эти женщины будто разговаривают со зрителем. Так живы и теплы их изображения.

«Неизвестная в розовом»

Особым очарованием отмечен портрет Александры Петровны Струйской. С холста в позолоченной раме смотрит молодая прелестная женщина в белом атласном платье. Её портретному изображению посвящено стихотворение поэта 20 века Н. Заболоцкого. О глазах сказано: «как два тумана», «как два обмана». Влюбиться в женщину на полотне можно только благодаря мастеру, передавшему её внешнюю и внутреннюю красоту.

Портрет А. П. Струйской

Манера письма художника менялась. В 80-ые годы с полотен уходит очаровательная дымка, а интерес к деталям, бытописанию растёт. Колорит становится приглушённым, сдержанным, что объяснялось отчасти ухудшением зрения живописца.

Талант и огромное трудолюбие были вознаграждены не только признанием общества, но и материальным благополучием. В 1785 году был построен дом с мастерской на пересечении улицы Старой Басманной и Токмакова переулка. Здесь портретист писал и работал с учениками. Многие его работы доводили до завершающей стадии они. В начале 1790-х Рокотов приобрёл имение Аниково недалеко от Москвы, в котором жил последние годы.

Профессиональная деятельность

Дебютировала молодая актриса в кино в 2011 году, начав с рейтингового ситкома (молодёжной комедии) «Универ», а также сериалов «Игра» и «Пятницкий». Фильмография Екатерины на сегодня составляет более 20 кинопроектов. Интересными фильмами, в которых Екатерина особо выделилась и была замечена зрителями своей талантливой игрой, являются:

  • «Последняя статья журналиста» (Вероника Фёдорович);
  • «Высокие ставки» (Елена Самодельская);
  • «Тот, кто читает мысли» (Оксана Бутко);
  • «Шеф-2» (Милена);
  • «Любовь на прокат» (Лана);
  • «Мата Хари» (Беата Пуришкевич).

В октябре 2018 года у Екатерины состоялась премьера театральной постановки «Королева» («Уничтожь меня завтра») в столичном «Театре Луны». В спектакле актриса исполнила сразу три роли: Дама под вуалью, Бланка и Шарлотта. Игру в кино и в театре считает разными профессиями. Актриса признаётся, что в кино ей сложнее сниматься в комедийных картинах, чем в драматических фильмах.

Екатерина мечтает сняться в фантастическом фильме: от science fiction до сказки. Также девушка мечтает о научно-фантастическом проекте, так как считает его популярным сегодня жанром. Также у актрисы особая любовь к отрицательным героиням. Её вполне бы устроила роль мировой злодейки.

Сложностью актёрской профессии Екатерина называет периодические периоды ожидания. Даже между выходами на площадку часто проходит несколько часов. В ожидании сцены можно провести 3-4 часа, поэтому без книги она на съёмки не ходит. Старается всегда заполнять свободное время чем-то полезным.

В киноиндустрии и театре актрисе всё время приходится доказывать, что она лучше, что она может и что действительно достойна роли. Артистам редко даётся ещё один шанс. Всегда очень усердно  и сосредоточенно готовится к кастингам и пробам в кино.

За 2018-2019 год актрису можно было увидеть в таких проектах: криминальном детективе «Канцелярская крыса» (Кристина), психологическом триллере «Проводник» (Бэла), детективной драме «Подсудимый» (Николь), мелодраме «Родные пенаты» (Алла) и «Учителя» (Наталья). На сегодня Екатерина одна из самых красивых и талантливых актрис российского кинематографа.

Семейные отношения Екатерины

Екатерина Тышкевич признается, что семейная жизнь лучше, чем обычные отношения. Личный опыт показывает, что у супругов другой уровень доверия.  Екатерина наслаждается идиллией, к которой они с Валентином шли долго.

Актриса продолжает выстраивать карьеру, а Валентин во всем ее поддерживает. В семье, как признается Тышкевич, нет конкуренции или желания быть лучше, чем супруг или супруга. Влюбленные, будучи вместе, становятся сильнее.

В условиях карантина, когда у супругов больше совместного времени, Тышкевич занимается спортом, следит за питанием, отдыхает с Валентином. Возлюбленные рады, что успели попутешествовать до начала карантина.

Когда была свадьба Екатерины

Картина «Ничто не случается дважды» стала судьбоносной. Актриса сыграла супругу, а Валентин – мужа. Судьба будто указывала влюбленным путь. В интервью артистка Тышкевич заявила, что свадьба была вопросом времени, но проект ускорил процесс. Помолвка начала превращаться в подготовку к свадьбе.

Тышкевич не хотела помпезное торжество, но она хотела выразить всю гамму чувств, которую испытывает к Валентину. Влюбленные прошли вместе невзгоды, пережили взлеты и падения. Свадьба для них стала – логичным и символичным действием.

Подготовка к свадьбе была изнурительной, непростой. Сказался перфекционизм Тышкевич и график артистов. Влюбленные решились на знакомство родителей и официально огласили о помолвке. Весь мир узнал, что актеры давно встречаются.

На 4-й год отношений молодые люди поженились. Свадьба состоялась в феврале 2019 года. Торжество охраняли от чрезмерного внимания со стороны журналистов. Все, чем им пришлось довольствоваться, пара снимков. На них молодожены выглядят счастливыми. После супруги отправились в романтическое свадебное путешествие в Таиланд.

Дети Екатерины

Несмотря на слухи, ребенок только в планах Катерины. Каждый роман актрисы открывал нечто особенное в ней, помогал расти. Тышкевич имеет хорошее отношение к детям, но беременность пока в планах на далекое будущее.

Екатерина Тышкевич замужем, но супруги пока занимаются развитием карьеры. Актриса выстраивает карьеру, снимается в новых работах. Ее примеру следует супруг, знаменитый украинский актер. Он занимается развитием собственной карьеры.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.

В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.

Особенности кисти Рокотова

В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.

Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.

Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.

Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.

Происхождение

Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).

Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.

Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.

Личная жизнь Екатерины Тышкевич

Карьера Екатерины началась с сериала «Женский доктор», который стал популярным в России и Украине. Дальше были роли в «Мухтаре» и в других проектах. Екатерина Тышкевич с детства мечтала стать актрисой и планомерно шла к цели.

Профессиональная деятельность дала возможность для реализации, а также подарила, как предполагают журналисты, тайную любовь. Пару лет спустя, после «Мухтара» девушке поступило предложение сыграть в картине Оксаны Байрак. Она популярна тем, что создает уникальные любовные истории.

Ради роли Екатерина пошла на многие уступки, похудела больше, чем на 8 кг. Комплекцию требовала новая роль, когда главная героиня пережила непростые времена. Коллегой по съемочному процессу стал .

Фильм получился чувственным, наполненным любовными переживаниями. Роль потребовала от Екатерины моральные трансформации. Катерина признается, что каждый фильм или сериал, отнимает силы, выбивает из равновесия. Актер Батырев стал надежным помощником, помог пройти непростые испытания.

Отношения Екатерины с Антоном Батыревым

Антон Батырев – ловелас кино, который играет в ролях страстных мужчин

Личная жизнь актера под пристальным вниманием СМИ долгие годы. Он влюбляется, вступает в серьезные отношения, а потом, разочаровываясь, скандально расстается

За спиной Антона неудавшиеся браки. Слухи об отношениях коллег распространялись месяцами, но не получили официального подтверждения.

После выхода совместной работы, которую зрители приняли благосклонно, появились слухи, что Антон Батырев и Екатерина Тышкевич вместе в жизни, и они строят тайные отношения. Сложно отрицать, что между коллегами на съемочной площадке возникла химия. Благодаря таланту коллег любовная линия получилась насыщенной.

Екатерина любые отношения с Батыревым, несмотря на слухи, отрицает. Тышкевич является счастливой женой другого актера. Поэтому Батырев остается коллегой, надежной опорой для Тышкевич.

Что касается официального супруга, то Екатерина Тышкевич не скрывает теплых чувств. Возлюбленным, а в будущем официальным супругом актрисы, стал украинский актер Валентин Томусяк.

Любовные отношения Екатерины и Валентина Томусяка

Екатерину увлекают актеры, их скрытая натура. В проекте «Бессмертник» девушка влюбилась в Валентина Томусяка

Харизматичный Валентин быстро привлек внимание коллеги. Легкая влюбленность переросла в крепкий союз за сценой

Он продлился 4 года, был наполненный любовью, страстью и разногласиями, а потом перерос в официальный брак.

Как и с Батыревым, Тышкевич и Томусяк познакомились на съемочной площадке.

Пара познакомилась в 2015 году на съемках украинского проекта. Коллеги сразу заприметили друг друга, влюбились с первого взгляда. Судьба давала шанс влюбленным неоднократно сниматься вместе, и личные отношения помогали создать правильную романтичную атмосферу.

В течение 4-х лет влюбленные успели съехаться и даже помолвиться, но до свадьбы дело не доходило. Загруженный график не позволял влюбленным заключить официальный брак. На почве постоянных задержек влюбленные часто ссорились, но продолжали строить отношения.

Кроме судьбы в жизни Тышкевич не последнюю роль сыграла Байрак. Оксана позвала влюбленных в совместный проект и дала им главную любовную арку. Молодые люди, ощутив чувства героев на полную, наконец-то решились официально заключить брак.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ

В Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. В “Портрете Майкова” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно

Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие

“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них

Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.

Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека.

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772)

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На полотне изображена юная женщина, полная пленительной грации. Тонкий овал лица, летящие брови, лёгкий румянец и задумчивый отсутствующий взгляд. В её глазах светятся гордость, душевная чистота, она полна человеческого достоинства

Детали портрета (одежда, украшения) довольно скупы, но именно поэтому всё внимание притягивает её лицо.Портрет написан переливами цвета и света. Тени переходят в свет, но световые переливы не ощутимы на глаз и поэтому создают легкую дымку

Александра Струйская как бы выходит из тумана, в котором, может быть, сокрыта какая-то тайна, которую хотели видеть в портрете многие поколения зрителей.Что было известно художнику об этой женщине?Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем.Существует мнение, что Рокотов был влюблен в Струйскую. Впрочем, это могла быть просто красивая легенда, потому что в биографии художника так мало известных фактов (в том числе неизвестно, был ли он вообще женат), что фантазировать можно бесконечно. Да и образ Струйской способствует этой легенде – вряд ли мужское сердце могло устоять перед такой загадочной красотой.Муж Александры Струйской был поэтом и посвятил своей жене огромное количество стихов. В стихах он называл её Сапфирой, а стихи эти – сплошное объяснение в любви:

Почтить твои красы, как смертный, я немею,Теряюсь я в тебе… тобой я пламенею.

(Н. Струйский «Элегия к Сапфире»)

С портретом Струйской связаны стихи ещё одного известного поэта, уже XX в. – Николая Заболоцкого, который написал их почти через 200 лет после создания портрета:

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.

Судьба самой Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Она была счастлива в браке, стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф.Б. Растрелли. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.Их супружеская жизнь длилась 24 года, в 1796 г. Н. Струйский скоропостижно умер. За время их совместной жизни Александра родила 18 детей, из них две пары близнецов, но шестеро из детей умерли в малолетстве.А.П. Струйская пережила мужа на 44 года. Она взяла на себя все заботы по управлению хозяйством. «Вдова… была женщина совсем других, чем муж, склонностей и характера: тверда, благоразумна, осторожна, – вспоминал поэт князь И.М. Долгоруков, близко знавший семью Струйских, – она соединяла самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге, и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-нибудь дружеством, сохраняя все малейшие отношения с разборчивостью, прямо примерной в наше время».Она вырастила порядочными людьми своих детей и многочисленных внуков, «сберегла им пристойно имущество, доставила способы научиться, открыла пути к приязни и уважению многих. Кстати, её внуком был поэт А.И. Полежаев.Она умерла на 86-м году жизни.

Неразгаданная тайна, как считают искусствоведы, не в Струйской, а в восприятии её художником. Тайна в её портрете – исключительном и загадочном женском образе, созданном великой кистью Рокотова.